Перейти к основному контенту

Стереотипы о сисадминах

0. Вступление

Наверное ни одна из офисных специальностей не окружена таким количеством стереотипов, как профессия системного администратора. Возможно, это обусловлено тем, что профессия относительно новая, область динамично развивается, а технологии стремительно становятся неотъемлемой частью нашей жизни и работы. Давайте же рассмотрим самые частые стереотипы, связанные с работой сисадмина, и разберём, какие из них соответствуют истине, а какие нет.

1. Молодые админы ничего не знают.

Обычно первичное собеседование проводит менеджер по персоналу. Реже (как правило, в небольших компаниях) этим занимается непосредственно руководитель организации. В зависимости от возрастной категории собеседующего, восприниматься как "слишком молодой" может соискатель от 18 до 25 лет, и даже старше. При этом ярлык "недостаточно взрослого, а значит, недостаточно квалифицированного" может быть наклеен, даже если обязанности системного администратора включают в себя только простейшие задачи, решение которых вполне по силам продвинутому пользователю (например, поддержка небольшого офиса на несколько компьютеров без сервера или с компьютером, выполняющим исключительно функции файлового сервера, и парой принтеров; или, наоборот, должность "эникейщика" или помощника системного администратора в IT-отделе большой компании с обязанностями вроде замены картриджей и подключения проекторов). Даже в случае более сложных задач квалификации студента технической специальности может быть достаточно, что позволит вам получить специалиста нужного вам уровня по соответствующей его квалификации цене. Необходимо четко понимать объём задач и сложность IT-инфраструктуры вашего офиса чтобы не переплачивать специалисту с избыточной квалификацией (и гораздо большими амбициями). Однако работодатели предпочитают системных администраторов постарше не только по этой причине, и мы переходим к следующему пункту.

10. Системные администраторы — безответственные, странные и ленивые.

Услышав слово "сисадмин", многие представляют человека неопределённого возраста, мужского пола, неряшливо одетого, говорящего непонятные вещи, и которого никогда нет, когда он нужен. А ещё он никогда не делает ничего вовремя, и вообще, наверняка, бездельничает (а то и играет!) целыми днями. Приходится признать, что стереотип этот сформировался не совсем безосновательно. Действительно, специфика работы сисадмина может влиять на формирование его характера, однако не всё так просто. Давайте разберём по порядку.

Часто пользователи (в особенности, руководители), ставя перед сисадмином задачу, самостоятельно определяют срок или условия её выполнения, не считаясь с её техническими особенностями и не интересуясь условиями, необходимыми для её выполнения. Это может привести к тому, что сроки решения затягиваются, происходит сбой в налаженной работе офиса, а админ получает незаслуженный выговор. Важно помнить, что вы наняли специалиста, а значит, уверены в его квалификации. В постановке сроков, а также в определении инструментов, необходимых для решения задачи, должен участвовать специалист в этой области — а значит, сам ваш системный администратор.

Другая претензия — особенный язык общения сисадмина, многообразие терминологии и, отсюда, сложность во взаимодействии между ним и пользователями. Обычно чем выше уровень компьютерной грамотности пользователя, тем проще ему "договориться с админом". Но так ли действительно сложно понять админа рядовому пользователю, и наоборот? Бытует мнение, что сисадмин специально козыряет профессиональным сленгом, чтобы напустить тумана и казаться умнее, однако, всё гораздо проще. В силу специфики профессии, админу приходится часто работать с технической документацией, консультироваться с другими админами, а также заниматься настройкой специализированного ПО, при этом достаточно мало общаясь с коллегами на не-профессиональные темы. Всё это накладывает отпечаток на речь админа. Опять же, специалистам в любой области свойственно считать, что абсолютно все владеют хотя бы базовыми знаниями и основной терминологией (и, по большому счёту, это действительно должен любой офисный работник, указавший в своём резюме стандартное "уверенный пользователь ПК").

Правда, чем выше квалификация системного администратора, тем реже возникает проблема недопонимания. Как сказал Эйнштейн, "You do not really understand something unless you can explain it to your grandmother." — если ты не можешь объяснить что-то своей бабушке, значит, ты сам это не полностью понимаешь.

И, конечно, частейший стереотип —  что админ "ничего не делает". Причём зачастую это действительно так: у хорошего админа сеть отлажена, все компьютеры почищены, сервер настроен, а бэкапы автоматизированы. Нонсенс, но хороший админ — это ленивый админ. Тот, который уже сделал всё так, чтобы всё работало с минимальными дальнейшими вложениями усилий и времени. Это даёт ему возможность заниматься модернизацией, оптимизацией и легко и быстро решить любую возникшую проблему. Гораздо большую опаску у руководителя должен вызывать админ, "судорожно затыкающий бреши в тонущем корабле", и бегающий по офису в вечном цейтноте.

11. Женщин-сисадминов не бывает.

Кроме возрастного ценза для должности сисадмином, увы, существует и половой ценз. Особенно ярко это выражено в небольших компаниях, устроиться системным администратором в которых женщине практически невозможно. Немного легче устроиться в IT-отдел крупной компании, где сотрудников подбирает непосредственно руководитель отдела — IT-специалист. Однако и в этом случае продвижение по карьерной лестнице будет затруднено вне зависимости от квалификации сотрудницы.

Что интересно, эта проблема присуща именно области системного администрирования, но не другим техническим и IT-специальностям. Например, условия работы и отношение к женщинам-программистам и женщинам-инженерам принципиально не отличаются по сравнению с другими, не-техническими специальностями.

К сожалению, по распространенному мнению, особенно у людей старшего поколения, женщины плохо справляются с техническими задачами. Грустно осознавать, что эти предрассудки до сих пор живы, однако, в институтах на технических специальностях учится всё больше женщин, и постепенно этот стереотип изживёт себя. Есть смысл, как и в случае с возрастом, соотносить потребности вашего бизнеса именно с уровнем квалификации кандидата, независимо от его или её пола.

100. Админ разбирается в любых задачах, связанных с компьютером и любой другой техникой.

Этот стереотип является одним из самых любимых на просторах интернета, не даром про него столько анекдотов и шуток. Среднестатистический админ, по мнению пользователя, умеет починить любую технику, начиная с принтера, и заканчивая холодильником в офисной столовой, настроить любое ПО, и, самое главное — работать в любой установленной в офисе программе. Причём, гораздо лучше пользователя. Это рождает комические ситуации, когда в задачу админа ставят написать макрос в Экселе (компетенция бухгалтера), написать сайт (веб-разработчик), сделать выгрузку из 1С (опять бухгалтер), нарисовать афишу (дизайнер), починить кофеварку (специалист по ремонту бытовой техники).

Тут же бывают спорные вопросы, например, просят "сломать винду" (это вообще незаконно) или припаять новые конденсаторы к материнской плате (формально, являясь задачей по починке компьютера, это не входит в обязанности системного администратора, а все подобные работы должны выполняться в сервисных центрах соответствующими специалистами). Админ может разбираться в таких специфических вопросах не лучше пользователя (а иногда и хуже, например, если он не работает со специфическим ПО), и его нагруженность непрофильными задачами может пагубно отразиться на основной работе. Однако, если просьбы о помощи звучат нечасто (и соответственно вознаграждаются), велика вероятность, что админ согласится помочь разобраться с вашей проблемой, так как системные администраторы действительно хорошо подкованы во многих технических вопросах.

101. Админ обязан работать 24 часа в сутки

Довольно частое ожидание руководителей, а иногда и обычных пользователей офиса. И речь не идёт о какой-то внештатной ситуации, вроде отказавшего жёсткого диска в сервере, что влёчёт за собой либо срочное решение сисадмиром проблемы за ночь, либо простой офиса и финансовые потери. Речь идёт о постоянной готовности "немного поработать" в любое время суток, вне зависимости от дня недели. Это мнение основано на том, что, во первых, "админ все равно весь день ничего не делает", а значит, его можно нагрузить в любое время как заядлого бездельника, а во-вторых, "он же любит ковыряться в компьютерах, так что для него это не работа, а удовольствие".

Кроме того, обычно у системного администратора есть удалённый доступ к офисным серверам и компьютерам из дома, а значит, "ему не сложно" зайти и поработать в неурочное время. К счастью, с этим стереотипом можно хотя бы частично бороться при помощи трудового кодекса, а также обговаривая при трудоустройстве время работы.

110. Админ обязан помнить всё за пользователя.

Не то, чтобы частое мнение, но очень уж проблемное. Зачастую пользователь не считает нужным запоминать пароли от рабочих аккаунтов, что решается постоянной сменой пароля админом (так как самих паролей админ обычно не знает). Сложнее, когда пользователь теряет пароль от личной почты или социальных сетей, которыми активно пользуется на работе, и считает, что админ легко его узнает (или взломает). То же относится к личным настройкам браузера, компьютера, параметров печати из программ. Системный администратор представляется пользователю всезнающим и всепомнящим существом, которое только из лени и вредности не хочет сказать, какие обои стояли "на прошлом моём ноутбуке буквально полгода назад". Однако, как и в случае решения непрофильных задач, если админа очень попросить, вполне возможно, что он поможет вам в восстановлении вашей личной информации. Так как системные администраторы действительно хорошо подкованы во многих технических вопросах.

Возможно, вы обратили внимание на "сбившуюся" нумерацию. Не беспокойтесь, все в порядке, это просто двоичная система счисления. Не все стереотипы о компьютерщиках беспочвенны. Мы действительно обожаем свою работу и по-настоящему увлечены информационными технологиями, которые играют крайне важную роль в нашей жизни.

Нестерова Виктория

Получить бесплатную консультацию по IT

Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Название поляСодержимое
Получить консультацию

Ваш запрос отправлен!

Мы ответим вам в ближайшее время.

Заполните форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Название поляСодержимое
Отправить

Ваш запрос отправлен!

Мы ответим вам в ближайшее время.